Тематика: Превентивное ТО Автор: Тор Идхаммар
Длительность чтения: 5 минут Редактура: Лидия Савельева
В этой серии статей рассматриваются примеры бизнес-процессов, которые необходимо внедрить для улучшения общей надежности предприятия. В первой и второй статьях были подробно описаны мероприятия по продлению срока службы оборудования.
В этой статье мы рассмотрим элементы мониторинга состояния.
Мониторинг состояния не относится к мероприятиям, продлевающим срок службы оборудования, как, к примеру, смазка, центровка, балансировка и операционные процедуры.
Очень важно всегда акцентировать на этом внимание при общении с персоналом; в противном случае существует риск того, что что планированию и графикованию заказов на работы по корректирующему ТО, созданных в рамках мониторинга состояния, будет уделено слишком мало внимания.
Мониторинг состояния лишь предоставляет информацию о неисправностях оборудования до того, как произойдет его отказ. Мониторинг можно провести с помощью инструментов контроля – приборов для контроля вибрации, пирометров, манометров, вольтметров и пр. Вы также можете выполнить мониторинг состояния субъективно при помощи визуального осмотра, слуха, тактильного восприятия, обоняния (давайте исключим органы вкуса, договорились?)
Данная статья посвящена в некоторой степени утраченному навыку субъективной оценки состояния (когда во время обхода можно смотреть, слушать, осязать, обонять).
В наши дни мы все больше и больше полагаемся на технологии. Компьютеры и датчики — отличная идея, но они могут крайне неверно интерпретировать состояние оборудования.
Например, как при помощи датчиков:
за приемлемые затраты найти ослабленный болт до того, как произойдет механическое ослабление соединений?
обнаружить скопление грязи на электродвигателе до того, как он нагреется?
найти недавно забившийся дыхательный фильтр?
определить место утечки в пневмосистеме?
вычислить проблему с фотоэлементом, у которого произошло смещение от оси?
Эти проблемы можно было бы достоверно определить при помощи компьютера, но правильно обученному человеку потребуется всего лишь 10 секунд, чтобы обнаружить их.
Насколько эффективно на вашем предприятии организованы инспекции в части механики, электрики и КИПиА? Хотя в статьях часто подчеркивается необходимость в системах управления, я хотел бы привести несколько базовых примеров, чтобы реабилитировать методы субъективной проверки оборудования.
Независимо от того, проводите ли вы инспекции с помощью планшетных компьютеров или на бумаге, можете ли вы отслеживать изменения показаний во времени или нет, используете ли вы ключевые показатели эффективности или нет, вам не добиться успеха, если ваш персонал не умеет проводить проверку качества оборудования.
Вот несколько примеров:
Пример 1: температура двигателя переменного тока
Если ваш персонал, осуществляющий обходы, измеряет температуру двигателя, принимает ли он во внимание, что есть разница между высокой температурой на стороне муфты двигателя и высокой температурой в центральной части двигателя? Высокая температура в центре зачастую означает повреждение обмотки или чрезмерную нагрузку, тогда как высокая температура на стороне муфты двигателя означает какую-либо проблему с подшипником.
Пример 2: муфты
Работают ли муфты и связанное с ними оборудование в режиме наработки на отказ или проблемы обнаруживаются до момента возникновения отказа? Все муфты, которые могут привести к отказу оборудования и большими финансовым потерям, должны иметь смотровые отверстия с металлической проволочной сеткой или смотровые откидные крышки для возможности легкого доступа к самой муфте, болтам и шпоночным канавкам с целью их осмотра (при этом затраты на инспекцию будут гораздо ниже стоимости возможного простоя). Инспекция в режиме «на ходу» при помощи стробоскопа будет предпочтительна (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Муфту можно осмотреть в режиме «на ходу» при помощи стробоскопа. Фото сделано на заводе, где соблюдаются стандарты безопасностм OSHA от 1942 года.
Пример 3: жертвенный анод теплообменника
Первичная функция жертвенного анода — защита окружающего материала. Обычный способ применения - установка заглушки в чугунный корпус теплообменника (См. Рисунок 2). Анод, как правило, выполнен из цинка и медленно корродирует вместо чугунного корпуса.
Это явление называется гальванической коррозией. Как бы вы провели инспекцию цинковой заглушки, прежде чем она даст протечку в критически важном месте? Просверлите маленькое отверстие на небольшую глубину в центре цинковой заглушки. Незначительная утечка будет обнаружена в центре заглушки задолго до того, как придет время ее менять.
Рисунок 2. Инспекция цинковых анодов в теплообменнике упрощается при помощи небольшого просверленного отверстия. Когда анод изнашивается, возникает незначительная утечка, поэтому необходимость замены можно обнаружить на раннем этапе.
Пример 4: сальниковая набивка насоса
На некоторых заводах замена сальниковой набивки оборачивается аварийной ситуацией по причине неверного хода мыслей. Если скорость протечки не превышает больше рекомендованных 1-2 капель в секунду, сальник обычно не инспектируют. Почему бы не изменить образ мышления? Обеспечьте замену сальниковой набивки, когда зазор станет равным всего 0,3 мм. (См. Рисунок 3)
Рисунок 3. Замените сальник насоса, когда зазор станет равным всего 0,3 мм.
Цифры
IDCON как-то осуществляли сбор информации на одном крупном заводе касательно инициирования заявок на выполнение работ. Мы собрали все заявки на работу за последние семь месяцев и проанализировали, каким образом выявлялась необходимость выполнить работу.
Данные показали, что около 70 процентов всех проблем, обнаруженных при помощи мониторинга состояния, были выявлены операторами и механиками субъективным способом посредством тщательной инспекции про помощи зрения, слуха, осязания и обоняния.
Многие проблемы не были бы обнаружены, если бы не виброанализ, инфракрасная технология и анализ масла.
Но полученные данные заставляют задуматься, в достаточной ли мере мы используем субъективные методы инспекций. Это очень мощный и экономически выгодный инструмент технического обслуживания.
В IDCON мы понимаем, с каким давлением вы сталкиваетесь на пути построения системы надежности на предприятии.
Мы предоставляем консультационные услуги по вопросам надежности и технического обслуживания, а также тренинги с целью обеспечения функционирования вашего оборудования.
Уже 50 лет мы сотрудничаем с сотнями производств по всему миру, помогая сокращать расходы и снижать нагрузку, вызванную ненадежным оборудованием. И мы будем рады сделать то же самое и для вас.
Свяжитесь с нами сегодня, чтобы узнать, как мы можем быть полезны именно вашему предприятию.